.

.

.

Образы и символы

Одна из удивительных особенностей индийского классического танца - использование языка жестов (хаст).

При помощи этих жестов исполнительница может выразить почти все аспекты человеческой жизни. Талантливая, наделенная воображением танцовщица языком жестов выстраивает в танце целые предложения, стихи или рассказы. Ее возможности бесконечны. Положения рук в различных точках на теле или возле него, переход из одного состояния в другое имеют огромное значение для раскрытия идейного смысла всей композиции.

Доминирующая роль отводится реалистическим жестам. Но не менее значительна и популярна религиозная символика, формировавшаяся со времен глубокой древности в рамках культового церемониала. Существует более пятисот положений рук и всевозможных их комбинаций, что позволяет одному исполнителю разыгрывать различные эпизоды из мифологии и повседневной жизни.

Для того чтобы кисти рук были пластичны, а пальцы гибки, существуют различные упражнения. Правильно и красиво показанный жест не только дополняет и подчеркивает выразительность абхинаи (пантомимы) танцовщицы, но и всей композиции в целом.

Поскольку ранее танцовщица считалась земной супругой божества, верхние фаланги ее пальцев на руках и ногах традиционно окрашиваются в красный цвет. По краям ступней и ладоней проводятся сплошные линии. На ладони наносится ритуальный узор в виде геометрических фигур-кругов, квадратов, ромбов.

Все это является не только атрибутами свадебного обряда или ритуального замужества, но и делает индийский танец ярким, насыщенным и неповторимым.


Далее >>>