Шива Натараджа (Южная Индия)



Шива - Натараджа барельеф со стены храма Вадьянатешвара в Талакаду.



Барельеф со стены храма в Чидамбараме, Южная Индия.



Барельеф со стены храма в Карнатаке



Биссано Рам Гопал (1912 - 2003) индийский танцовщик и хореограф

Одним из древнейших танцев Южной Индии считается Бхаратанатьям — утонченная и изысканная форма танца, родиной которого является штат Тамил Наду.

Первыми исполнителями Бхаратанатьям были храмовые танцовщицы-девадаси. Девадаси в переводе с санскрита означает «невеста бога». Если родители по каким либо причинам не могли выдать замуж свою дочь, ее отдавали в храм и чаще всего это был акт жертвоприношения.

Для того девочка получила статус «танцующей» девадаси, необходимо было пройти несколько церемоний, одной из которых было ритуальное замужество. Помимо статуса благословенной жены девадаси получала ряд знаний, которые были недоступны обычной женщине, им преподавалась философия, классическая литература на санскрите, тамили и телугу. Их обучали игре на различных музыкальных инструментах.

К танцовщицам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были быть красивыми, не высокими и не низкими, с большими глазами, обаятельными улыбками, с тонкими запястьями и щиколотками. Если внешность девушки не соответствовала этим стандартам, она могла выполнять любую другую работу при храме, но не быть танцовщицей.

На девадаси лежала ответственность за чистоту в храме, приготовления к молитвам и участие во всех религиозных церемониях. В дни расцвета своей славы, под щедрым покровительством королевских династий, особо одаренные танцовщицы награждались титулами и дарами не только за артистический талант, но и за достижения в области поэзии. Их имена упоминались даже в храмовой хронике. В обществе девадаси пользовались большим уважением и считались символами удачи.

Cостоятельные Девадаси жертвовали для храмовых богослужений ювелирные изделия, лампы (светильники), посуду, колокола отлитые из чистого золота, плодородные земли и цветники.  Всякий раз, когда стихийные бедствия, наносили повреждения храмовым башням (Gopurams - шлюз башни) девадаси вносили деньги для их реконструкции. Их щедрость распространялась так же на брахманов и паломников.  Все пожертвования для поклонения в храме были зафиксированы в надписях на медных пластинах как 'devadiyal kattalai'

С приходом колонизаторов социальные изменения в стране лишили танцовщиц поддержки храмов. Танец утратил свое ритуальное значение, став средством увеселения состоятельных граждан. Храмовая танцовщица привратилась в придворную куртизанку. Новое понимание культурных ценностей образованными и зажиточными индийцами отрицательно сказалось на их отношение к искусству танца. И лишь в конце 19 века в Индии началось движение за возрождение культурных традиций. Благодаря усилиям подвижников, танец запечатленный в храмовых скульптурах вновь обрел популярность.

Все движения в Бхаратанатьяме исполняются по строгим геометрическим траекториям, что придает танцу некоторую линейность. Руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники.  Впечатление от строгого и изящного рисунка усиливается выразительной мимикой, жестами и игрой глаз.

Бхаратанатьям уже давно вышел за пределы храма на театральную сцену. Этот стиль танца популярен как на территории Индии, так и за ее пределами. Он сохранил свою самобытность и традиционную технику исполнения, а в репертуаре помимо классики, используются стихи современных авторов.

Танец считается одной из форм йоги, а некоторые полагают что он даже превосходит ее! Приверженцы этой идеологии считают, что задача занимающихся йогой, это преображение только самого себя. А задача танцора который в момент выступления становится вместилищем божественной энергии, привести к единению с высшими силами еще и зрителей.

Исполнитель выступает как целитель недугов души и тела. Зритель созерцающий танцевальное действие получает мощьнейший заряд положительной энергии.